пятница, 8 февраля 2013 г.

портрет василя симоненко

Родившийся 75 лет назад в один день (8 января) с Элвисом Пресли Василь Симоненко был бы уже прадедушкой (сегодня в 15:00 в Национальной филармонии вечер памяти поэта). Первым голос правнука друга услышал по телефону поэт Мыкола Сом, который всего на три дня старше автора известного «Ти знаш, що ти людина?». Мыкола Данилович рассказал « », что из Америки с учебы вернулась внучка Симоненко Мирослава, родившая мальчика. Дай Бог крепкого здоровья наследникам поэта! Но для нас интересен он сам: каким был и почему не дожил даже до тридцати?Безусловно, Василь Симоненко воплощение настоящих честности, искренности и патриотизма. Но, как у нас заведено, после смерти образ любимого народом поэта покрывают запоздалым глянцем, а саму кончину пытаются героизировать. Мыкола Сом вспоминает о друге «без гламура». Он противник версии, что в смерти Василя виноват всесильный КГБ.Сонмище талантов Когда мы впервые встретились, он протянул руку: «Симоненко», а я говорю: «Сом», вспоминает Мыкола Данилович. Вася удивился: «Какой же ты Сом: где усы и жир? Ты Сомик, а не Сом».Судьба их свела в 1952 г. на факультете журналистики Киевского университета. Сом не согласен с утверждающими, что поэт Симоненко появился «на сером литературном поле». Наоборот, тогда было много ярких личностей. Чего стоит переводчик Анатоль Перепадя (трагически погиб в 2008 г.), отказавшийся от Шевченковской премии: мол, мне дали премию, которой и у Бальзака не было, а во Франции пью вино вместе с президентом. Благодаря Перепаде стихи Симоненко когда-то разошлись по Европе и Америке. Представьте только нашу «общежитийскую» комнату 24, старостой которой я был, рассказывает Мыкола Сом. В уголке Вася Симоненко, мы его называли Симон, рядом Толя Перепадя, недавно умерший редактор «Сльських встей» Иван Сподаренко, или Ваня Темный. Его у девчат сильно избили летчики, и из-за «фонарей» под глазами Вася сказал: «Ваня, какой ты темный». Покойный Боря Рогоза, ставший редактором «Лтературно Украни», Толя Кипаренко, который не выговаривал «р», и мы называли его Кипаенко и Киперман. В литстудию университета входили Юра Мушкетик, Вася Шевчук, наши однокурсники Витя Близнец и Толя Москаленко первый директор Института журналистики. А еще были Боря Олийнык и Фима Лазарев.Как-то Симоненко с Сомом навеселе возвращались из села. В трамвае ехали четверо студентов-поляков, обозвавших Василя «быдлом». Думал, что Вася слабак, а тут он схватил одного и чуть не оторвал ему голову, говорит Сом. Я троих уложил, но я ведь гирей занимался. И когда моя жена решала, отдать сердце мне или другому, Вася сказал: «Только Сом! Будет защита. Вы же видели, как он гирей крестится?»«Найсомший з сомв»Студенческой любовью Симоненко была однокурсница, поэтесса Тамара Коломиец. На четвертом курсе они собирались сыграть свадьбу, но не сложилось. По утверждению Мыколы Даниловича, Василь иногда казался циником, мог про девчат такое словцо завернуть... Друзья же обменивались «шпикачками». Сом, к примеру, не любил стиляг и носил штаны-клеши, а Симоненко дудочки. Василь же упрекал Мыколу в поисках дешевой славы тот ушел работать на эстраду. Как-то Вася прочитал хлопцам: «Усе на свт бути може,  в Сома буде немовля. Очима буде на Миколу схоже, а ншим всм на Симоненка Василя», продолжает Мыкола Данилович. А когда я написал, что мысли ранняя седина, то он ответил, что Сом не поседеет никогда. По общежитию ходил самиздатовский журнал «Утюг», и я в нем на Васю такое писал! Как он врал матери, что пользуется зубной щеткой, а сам чистит ею ботинки, как хотел посеять кукурузу на какой-то планете... Выдумки, но до сих пор ищут компромат Сом писал против Симоненко. Говорю графоманам: «Хлопцы, заткнитесь! Нас не раздружили при жизни, и теперь не удастся». Если Вася был моим врагом, то как он мог называть меня «найсомшим з сомв»? Еще говорил: «Я Симоненко, а он Сомоненко».Сом защищал друга от нападок при жизни и после смерти. Он смело выступил в Союзе писателей Украины, назвав Симоненко гениальным, чем вызвал глумление «генв-сплчан». Тем не менее, о Симоненко писали много хорошего, пока не вышла статья директора Института литературы Шамоты о рецидивах украинского национализма. Сом не скрывает того, что Симоненко был коммунистом, хотя многим это не нравится. На секретариате ЦК Василя утвердили областным корреспондентом «Рабочей газеты». За чаркой он гордился: «Секретарь ЦК мне руку жмет. Не то что ты беспартийная галушка».Василь был видным парнем и нравился девчатам Анатоль Перепадя где-то нахватался, что поэзия для избранных, эту мысль разделял и Василь, рассказывает Сом. Критиковали меня. Я настаивал на том, что писать нужно для народа, матерей. Это не нравилось Василю: «Моя мать читат

Поделиться с друзьями:

10 января, воскресенье, 2010 17:36

Василя Симоненко не убивали кагебисты

Комментариев нет:

Отправить комментарий